Пчеловождение же с позиции биодинамического подхода – это не процесс «нагибания» пчел так, как это выгодно пчеловоду с постоянным вмешательством в деятельность семьи без учета ритмов семьи. Это, в то же время и не противоположный «бесконтактный» метод, типа: «я не лезу к пчелкам, они сами делают так, как считают нужным». Это умение чувствовать и понимать пчелу, чего она хочет, к чему ведет развитие, и как пытается выстроить работу своей семьи на предстоящий сезон. Это и просто помощь семье в трудные периоды времени. А то, что пчелы, да и вообще животные, знают «немного» больше нас, не является большим секретом, они обладают «разумом Природы», т.е. говоря привычным языком, инстинктом. Но - особым инстинктом, можно сказать, больше, чем инстинктом – инстинктом сообщества пчелиной семьи. С точки зрения биодинамики это что-то подобное нашему Я, т.е. сознанию. Поэтому не всегда имеет смысл переделывать работу пчел под себя. Может оказаться полезнее иногда не вмешиваться или наоборот, слегка помочь семье в том или ином случае.
Насколько далеко и глубоко распространяется этот инстинкт, до конца не известно. Но, по крайней мере, при внимательном наблюдении и изучении поведения отдельных пчел и их семей, нетрудно заметить, что они имеют несколько уровней чувствования условий окружающей среды:
1) они чувствуют погоду на ближайшие несколько часов/сутки (солнечный суточный ритм);
2) они чувствуют погоду на перспективу – на ближайший месяц (лунный месячный ритм);
3) они чувствуют общее направление погодных условий летнего сезона в целом или предстоящей зимы (планета Меркурий, его циклический ритм обращения – 3 месяца).
Это не относится ко всем пчелам, в большей степени только к местным, приспособившимся, настроившимся к данному климату и закрепившим эти знания в потомстве семьи в течение долгих лет жизни здесь, в данной местности. Хотя это утверждение не является бесспорным, скорее гипотетическим, т.к. семьи пчел других пород и линий также могут иметь инстинкт выживания («память») в различных условиях среды. Здесь вопрос упирается непосредственно в изучение групповой души пчел и будет как-нибудь рассмотрен позже.
У пчел, конечно, есть чувствование и других факторов, типа магнитных бурь, космических констелляций и др., но речь мы ведем здесь именно о погоде.
Первый уровень мы видим, когда пчела вдруг начинает заделывать прополисом все дырки в улье вверху – к ветру или просто похолоданию на ночь или на завтра. Или активно летать и кучковаться вокруг летков, шумно жужжа, хотя на улице тепло и солнечно – это к ближайшему дождю через несколько часов. Или вдруг они торопятся залететь в узкий леток своего улья, создавая толкотню и шум – это значит, что дождь или сильный ветер вот-вот подойдут.
Второй уровень можно заметить в двух основных факторах деятельности семьи: в стремлении к размножению – роению - и к заготовке кормов. В какой-то момент времени одномоментно б0льшая часть пасеки резко бросает заниматься заготовкой кормов и начинает подготовку к роению, причем они делают это согласованно, как будто договорились между собой, почти как у людей: «Иван Иваныч начал картошку сажать, значит и нам пора». И, при внимательном наблюдении видно, что это не всегда связано только лишь с отсутствием или уменьшением количества взятка в это время, а с чем-то другим. То же самое происходит и с окончанием роевого настроения. Таким образом, создается впечатление, что они предвидят предстоящие климатические события наперед и точно рассчитывают, когда можно начинать роение и когда заканчивать. Это подтверждается еще и тем фактом, что сам процесс роения начинается только спустя примерно 15 дней после того, как пчелы заложат маточники, чтобы вывести новую матку, с которой можно размножать семью. Это значит, что они более чем за полмесяца до начала роения уже знают погодные условия периода роения.